Наследие советской эпохи: реставрация кровли исторического музея

 Культурное наследство Рф это и наша гордость, и наша неудача сразу. Гордость, так как это красота и обилие строительных стилей, а неудача в том, что сохранять эту красоту за годы русской власти практически разучились. За постперестроечные годы в реставрацию пришло столько непрофессионалов, что положение стало катастрофическим. Такое чувство, что по всей Москве собирали обрезки и позже из их сварганили лоскутную кровлю.

Естественно, количество протечек от этого увеличивалось неоднократно. Что же касается желобов организованного водоотвода, то они выполнены по советской системе, когда слабые крюки из черной полосовой стали делают свою функцию до определенного момента, пока однажды снежно-ледяная глыба, подтаявшая под лучами вешнего солнца, не сметет часть желоба, как будто разгладив его гигантским утюгом.Никаких треугольников жесткости на крюках, удерживающих желоб, у нас не признают, соглашаясь, видимо, с Леонидом Ильичом Брежневым: «Экономика должна быть экономной». В итоге вся вода концентрированно идет не в водосточную трубу, а прямиком на стенку.

Вдобавок накрутили шурупов и где-то добавили гвоздей, см. фото . Ну, этому удивляться не приходится, если и сейчас на новых храмах часто можно узреть кровлю, сделанную даже не одинарным фальцем, а просто внахлест и также с внедрением шурупов и гвоздиков.Фото Иными словами, наша страна находится в самом начале пути модернизации кровельной отрасли как в реставрации, так и в новом строительстве. Как произнес известный предприниматель В. Кульчицкий: «Россия нуждается в принуждении к модернизации». Декоративные решетки изготовлены из железного уголка и листового черного металла с следующей окраской серебрянкой. Если не присматриваться профессиональным взором, то все это выглядит благопристойно и достойно.

Но когда поднимаешься на крышу, то взору открывается, прямо скажем, неприглядная картина – становится жутко за персонал, которому приходится обитать под этой кровлей, ведя постоянную борьбу за свое выживание.Фоторепортаж с этого уникального объекта – приятная иллюстрация того, как не должно быть. В первую очередь бросаются в глаза неоднократно замазанные различными герметиками и даже заклеенные какими-то битум содержащими лентами одинарные вертикальные и лежачие горизонтальные фальцы. Но если не проанализировать прошлые ошибки и не поменять существующее положение дел кардинальным методом, то мы и далее будем пожинать горькие плоды разрухи и утраты уникальных памятников нашей большой страны.Для примера можно взять кровлю одного из самых прекрасных зданий в Москве – строения бывшей Московской Думы на Манежной площади.

Красоту ему присваивает как раз оригинальная крыша, которая отличается кровельными элементами различной формы, выполненными из меди и окрашенными в серебристый цвет. На шатрах эти элементы представлены в виде объемных вытянутых шестигранников, а центральный шатер покрыт элементами в виде большого бобрового хвоста. Более пологая, обычная кровля выполнена в технике одинарного стоячего фальца из листовой окрашенной стали. И вот тут непрофессионалы, коих сейчас много в реставрации, все делают по-старинке, как дедушка учил. А ведь уже не один десяток лет назад разработаны германскими мастерами и удачно используются в европейских не только форме кровельных частей, но и обрамлению в виде огромных и малых кокошников по фасадным сторонам.

 Кровельные элементы выполнены из традиционной меди, и поэтому слой краски в почти всех местах просто сошел на нет, проступили грязно-красноватые потеки. В особенности это кидается в глаза на центральном шатре, имеющем красивую необычную кровлю. При этом самым уязвимым местом реставрационной сферы оказался сектор реставрации защиты деталей фасадов и железных кровель, включая башни, шпили и купола.Причина отставания в кровельном деле общеизвестна.

Металлический занавес холодной войны не содействовал освоению русскими реставраторами передового евро опыта. В то время, когда в Германии, а прямо за ней и в других странах Европы произошла фактически революция в кровельном деле и была сотворена целая промышленность, обеспечивающая и общестроительную, и реставрационную сферу современными станками и инструментами, в Советском союзе только «гордились общественным строем». Дореволюционная кровельная школа равномерно была облегчена, а потом и совсем практически угасла. Некоторые подрядчики перебегают на технику двойного вертикального фальца, но при этом считают, что довольно приобрести самый примитивный фальцепрокатный станок и… «мы уже в Европе». На самом деле же мы оказываемся совершенно в другом месте, поскольку не обученные технологии двойного фальца рабочие занимаются такой самодеятельностью, что протечки становятся неминуемы.

Ведь самые проблемные места на кровле – это всевозможные выходы через кровлю: от каминных труб до всех других технических коробов и всевозможных кабелей и трубопроводов. А их обводку, естественно, делают вручную с помощью особых инструментов, о которых многие даже и не слышали. Правда, это относится к кровле внутреннего строения, но это не исключение, а быстрее норма при сегодняшнем уровне профессионализма как проектировщиков, так и подрядчиков.

И тут нужно сказать о том, что применявшаяся повсеместно кияночная техника одинарного стоячего фальца при проведении реставрационных работ – основная причина протечек. К огорчению, и на данный момент еще это наследие советской эры не запрещено нашими строительными нормами, а означает, говорить о модернизации кровельного сегмента реставрационной отрасли бессмысленно.Есть и другая опасность. В неких местах с протечками пытались бороться даже при помощи монтажной пены. Дополняет стршную картину варварская система крепления огораживаний по краю кровли.

Это огораживание просто прибито гвоздями через кровельную сталь, а вокруг все снова же замазано некий мастикой.Что еще вызвало большое удивление – так это размеры заготовок кровельного металла, из которых были сшиты рядовые картины. Но краса формы, к огорчению, не была подкреплена высоким проф исполнением. Явно видны последствия борьбы с протечками способом замазывания щелей, возникших при монтаже либо же в процессе эксплуатации, все теми же непонятными мастиками и герметиками.Или не учли, что кровля и ее элементы летом подвержены температурному расширению, а зимой в морозы, напротив, подвержены определенному напряжению в местах соединений, или проявились другие технологические недоделки, но то, что в какой-то момент кровлю придеться делать поновой, сомнений не вызывает. Естественно, это штучная работа и сделать ее могут только мастера, способные создать и технологию изготовления кровельных частей, повторяющих историческую форму, и технологию их надежного монтажа.

 Только вот стоит повторять печальный опыт использования традиционной меди с следующей расцветкой? Ведь здесь вполне можно применить луженую медь, которая пока в Рф не делается, но зато делается в Германии. Поэтому надежда все-же есть.Николай Савченко, эксперт по железным кровлям А я бы добавил, что кровельный сектор реставрационной отрасли нуждается в принуждении к модернизации как никакой другой.

 Ведь на жестянщиках лежит еще и ответственность за устройство надежной защиты деталей фасадов.От того, что этой принципиальной теме у нас не уделяется подабающего внимания, даже Кремлевская стенка, построенная не так давно в Александровском саду, уже интенсивно разрушается. Казалось бы – мелочь: не защитили кровельным металлом горизонтальные участки стены. Но в итоге кирпичи просто вываливаются, показывая нашу дремучую отсталость.

 И только малочисленное племя мастеров-энтузиастов в реставрационных мастерских как-то кустарными методами поддерживали разрушающиеся памятники.Я никак не собираюсь с высоты своего опыта кидать в кровельщиков- жестянщиков прошлых поколений камни и инкриминировать их во всех неудачах и плачевном состоянии кровельной отрасли в Рф. Ведь часто русские реставраторы были обязаны фактически голыми руками перекрывать купола и оригинальные кровли памятников архитектуры. И за это, за сохранение красы для потомков, им нужно сказать большущее спасибо.

А ведь сейчас полностью можно применить скрытый способ крепления, когда на поверхности кровли не будет ни гвоздиков, ни заклепок, ни тем паче шурупов от пресловутой черепицы. Но это уже высший пилотаж кровельного мастерства. Тогда и красивые силуэты древней кровли не только станут веселить глаз после реставрации, но к тому же будут накрепко служить верой и правдой многие десятилетия.Переходная зона от пологой рядовой кровли к шатрам имеет свои особенности, которые русские жестянщики не учитывали, и, соответственно, во многих местах во время таяния скопившегося за зиму снега появлялись протечки, с которыми боролись при помощи все тех же мастик и герметиков. И происходит это на очах не только лишь москвичей, но и туристов со всего мира, ведь Красная площадь и Александровский сад – самые посещаемые места столицы. Грустно, что эту работу никто не сделал, в то время как выполнить ее профессионально могут даже школьники старших классов.

 Конечно, если их научит опытный мастер и предоставит для работы все необходимые станки и инструменты. Ведь экономить – для себя дороже. Ну и престиж страны не должен мучиться из-за окрашенных и потом облезших крыш знаковых объектов.Что касается технологии фальцевого соединения при монтаже штучных кровельных частей в форме бобрового хвоста, то она, естественно, требует производства специальной оснастки и внедрения немецкого кровельного оборудования.

Кровельные же элементы в виде вытянутых объемных шестигранников можно изготовить при помощи забугорных сегментных гибочных станков либо специальных российских станков с применением профессиональной пайки в местах технологических перехлестов. Но снова же, здесь требуется не только лишь высочайший уровень профессионализма, но к тому же общий высокий уровень культуры производства, в базе которого лежат обычная добросовестность и заинтересованность исполнителя.Фото На фото можно созидать «наш» способ крепления коньковых частей.

Разведопрос: Клим Жуков про Исаакиевский собор